Информационный портал Кугарчинского района Республики Башкортостан > Образование > ЧТО ВОЛНУЕТ УЧИТЕЛЯ ЯЗЫКОВЕДА?

ЧТО ВОЛНУЕТ УЧИТЕЛЯ ЯЗЫКОВЕДА?


26 мая 2008. Разместил: Master
У В.Г. Белинского есть замечательные слова о том, что «...язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь», он «идет вместе с жизнью народа...». Проходят века, меняются поколения, а русский язык верой и правдой служит обществу, образованию, нравственному развитию России.

Вот только в наши дни как-то изменилось отношение к нему, возникла опасность разрушения современного русского языка, его обесцвечивания. Безграмотность, снижение общей культуры речи среди взрослого населения, засилье нецензурной лексики и сленга в молодежной среде - все это заставляет серьезно задуматься над
тем, как поправить положение, как воспитывать языковой интерес у россиян.

Не случайно 2007 год Указом Президента России был объявлен Годом русского языка в РФ. Поддержав эту инициативу, Президент Башкортостана М.Г.Рахимов подписал Указ о реализации федеральной целевой программы «Русский язык» на 2008-2010 годы. Действует Закон РБ «О языках народов Республики Башкортостан». Ведь проблема качества знаний и грамотности учащихся стоит по-прежнему остро. И учителю русского языка необходимо ориентироваться во всех причинах, снижающих качество обучения (а их немало), и стремиться к их устранению.

Общеизвестно, что традиционной для школы является идея построения курса с опорой на речевое, языковое, духовное развитие учащихся. А конечная цель овладения языком связана с овладением коммуникативной компетенцией, что в дальнейшем необходимо для обучения в ссузе, вузе и в будущей профессиональной деятельности выпускников. К сожалению, в классах не так много учащихся, которые могут высказать свое мнение, поделиться мыслями, продемонстрировать красивую монологическую речь. Молчаливые ученики на занятиях, где постоянно должна звучать речь, способствуя формированию яркой, логичной и выразительной мысли,переписывают «золотые» сочинения, но при этом их сознание витает где-то в других пространствах, иногда даже не пересекаясь с машинально переписываемым текстом. Отрицательно влияют на учащихся и издаваемые в централизованном порядке «шпаргалки» в виде ответов на вопросы по русскому языку, так как они приучают ребят лишь к механическому запоминанию, устраняют творческий мыслительный процесс. Вместо подготовленных самостоятельно сообщений, рефератов пользуются «скачанным» из Интернета материалом, а это тоже недостаточно хорошо отражается на качестве знаний школьников. Массовым явлением становится и то, что учащиеся мало читают художественную литературу и специальную литературу по отдельным дисциплинам, в том числе и по русскому языку. Плохо и то, что школьные библиотеки очень бедны: не хватает учебников, словарей, художественных произведений, необходимых по программе.

В информационном пространстве России сейчас почти полностью отсутствуют передачи, в которых проводится популяризация научной мысли, связанной родным языком.А ведь умение красиво и грамотно говорить - первый шаг в достижении успеха в любом деле.

Успех учебного процесса в целом, качество обучения русскому языку во многом зависит и от того, достаточное ли количество часов отводится в школах на изучение этого предмета, на тренинг, на отработку навыков. И где взять это время? А количество часов по русскому языку катастрофически уменьшается, хватает их только на «прохождение» программы. Я считаю, что работники РОО, администрации школ должны услышать учителя-словесника и изыскать возможность добавить часы на изучение русского языка. Тем более серьезно надо задуматься над этим сейчас, когда в школах уже с 2008 года ввели обязательный ЕГЭ по русскому языку.

Конечно, прочность знаний и состояние грамотности, культуры речи учащихся зависят не только от существующих вышеназванных причин, большая роль в решении этих проблем, в стремлении их устранить отводится учителю русского языка.