Информационный портал Кугарчинского района Республики Башкортостан > О районе > Кугарчинский район в 1985-1999гг

Кугарчинский район в 1985-1999гг


29 марта 2008. Разместил: Master
Середина 80-х годов для страны стала началом коренных преобразований. В качестве основной цели был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны.

Если в экономике перестройка началась с постановки задач «ускорения», то в общественно-политической и духовной жизни была провозглашена политика гласности - открытое обсуждение острых проблем экономики и политики на страницах средств массовой информации. Результатом политики гласности было пробуждение общественного сознания значительной части населения страны. В стране начинают возникать различные политические, национальные, религиозные течения и движения. Рост демократических процессов в обществе вел к постепенному ослаблению позиций коммунистической партии.

В Башкортостане, как и по всей стране, также наблюдался рост общественного самосознания. Однако следует отметить, что областной комитет партии, возглавляемый М. 3. Шакировым с 1969 года, по-прежнему придерживался принципов авторитарности, субъективизма и диктата. По-прежнему сохранилась обязательность исполнения всех решений и директив партии.

Этим же путем развивалась общественно-политическая и культурная жизнь Кугарчинского района во второй половине 80-х годов: как и прежде вся полнота власти находилась в руках районного комитета КПСС.

Регулярно, один раз в месяц, в хозяйства района выезжала информационно-пропагандистская группа райкома КПСС, в состав которой входили ответственные работники райкома партии, исполкома районного Совета народных депутатов, руководители предприятий, учреждений и организаций. Эта группа проводила так называемые «политдни», которые должны были способствовать «росту политической бдительности трудящихся, разоблачению различного рода лживых слухов и кривотолков, повышению трудовой активности производственных коллективов».

Культурная жизнь района также находилась под влиянием официальных установок партии. Все мероприятия были призваны дальше укреплять партийное воздействие на массы. Такой характер носили ежегодные районные смотры-конкурсы коллективов художественной самодеятельности, проходившие под девизом «Тебе, Родина, наш вдохновенный труд». Состоявшийся в начале 1986 года районный смотр-конкурс был посвящен XXVII съезду КПСС. Целью конкурса было дальнейшее улучшение идейно-политического, трудового, нравственного и эстетического воспитания, развитие способностей людей, мобилизация их на выполнение социально-экономических задач, поставленных XXVII съездом КПСС».

Можно констатировать, что общественно-политическая и культурная жизнь Кугарчинского района в первые годы перестройки все еще находилась под влиянием официальной идеологии, упорно насаждаемой правящей партией.

1987 год ознаменовался тем, что в Башкирской АССР произошла смена руководства. В июне пленум Башкирского обкома КПСС «за неправильные методы руководства, различные нарушения» освободил М. 3. Шакирова от обязанностей первого секретаря. Хотя на его место был назначен Р. X. Хабибуллин, типичный представитель командно-административной системы, в сознании общества республики зародилась надежда на коренные перемены.

В 1987 году в Кугарчинском районе также произошла смена руководства. На место И. А. Габитова пленум Кугарчинского райком КПСС путем тайного голосования первым секретарем райкома партии избрал Азнагулова В. Г. Постепенно и в нашем районе появились ощутимые признаки отказа от партийного диктата.

Перемены произошли и в местных организациях партии. Например, первый секретарь райкома партии В. Г. Азнагулов предложил коммунистам Исимовского совхоза самим выдвигать кандидатуры на должность секретаря парткома совхоза, не ограничивая их число, а окончательный выбор сделать с помощью тайного голосования. Так был избран новый руководитель парторганизации совхоза Н. X. Култаев.

Более демократичными стали и формы комсомольской работы. В том же 1987 году из нескольких кандидатур были избраны второй секретарь РК ВЛКСМ, заведующая сектором учета и финансов, секретари комсомольских организаций треста «Башгидрострой», Исимовского совхоза, колхозов «Кызыл Байрак», «Сеятель».

Положительные сдвиги произошли и в культурной жизни района. В районе часто проводились мероприятия, не связанные с деятельностью КПСС, ее местных организаций. В качестве примера можно привести организованный в ноябре 1986 года в деревне Салихово башкирский национальный праздник «Праздник гусиного пера». В ходе этого праздника проводились различные конкурсы, такие как «Лучшее исполнение песни», «Лучшие национальные блюда». Весной 1987 года работники районного Дома культуры совместно с СДК Кугарчинского совхоза организовали праздник «Проводы зимы». Героями праздника стали персонажи русских народных сказок. Всех присутствующих на празднике веселили ярко одетые скоморохи, но из всех персонажей праздника народу понравился Петрушка, который в русских народных сказках высмеивает богатых и жадных.

В мероприятиях, проводимых в районе, исчезла заорганизованность, хотя все еще присутствовали определенные идейные рамки. Но все же движение по пути демократизации общественно-политической жизни стало очевидным. Так, в 1988 году многие самодеятельные коллективы района порадовали интересными концертами жителей республики. Агитбригада «Золотой колос» стала лауреатом на зональном смотре-конкурсе, проходившем в г. Ишимбае.

Положительных результатов добился и коллектив духового оркестра, созданный в том же 1988 году. Оркестр участвовал в республиканском марш-параде в г. Стерлитамаке и был награжден дипломом I степени.

Регулярно проводились в районе смотры сельских клубов. Сельский клуб деревни Багдашкино был признан победителем социалистического соревнования и удостоился Почетной грамоты Министерства культуры БАССР и обкома профсоюза работников культуры. Почетной грамотой Президиума Верховного Совета БАССР был награжден художественный руководитель Кугарчинского СДК А. Хайбуллин.

В 1988 году прошел смотр-конкурс самодеятельного народного творчества, посвященный 70-летию образования БАССР. Победитель конкурса, коллектив учителей Тляумбетовской средней школы, был выдвинут для участия в зональном республиканском смотре, проходившем в с. Исянгулово. Коллектив и там показал свой высокий уровень, за что был награжден дипломом I степени Министерства культуры БАССР.

На республиканских конкурсах народного творчества, проходивших по всей республике, самодеятельные артисты Кугарчинского района также выступали успешно, на зональном конкурсе, проходившем в г. Кумертау, заняли первое место.

Начало перестройки в стране привело к активизации сил, ведущих борьбу за повышение статуса автономного Башкортостана. В нашей республике стали возникать национальные организации и общества, движения и партии, выступающие за подлинное самоопределение. В Башкирской АССР, лишенной, как и другие автономные образования РСФСР, политической и экономической самостоятельности, началось широкое движение за предоставление ей статуса союзной республики. Это движение нашло поддержку и среди населения Кугарчинского района. Районная газета «Слава труду» стала трибуной сторонников движения за суверенитет республики. 7 сентября 1989 года на страницах газеты было опубликовано обращение творческих сил Стерлитамакской писательской организации, призывающее поддержать запрос депутатов своими подписями, требовать предоставления Башкортостану статуса союзной республики.

Буквально через несколько дней на страницах районной газеты стали появляться письма читателей с поддержкой идеи расширения суверенных прав республики. Следует отметить, что среди тех, кто поддерживал эту идею, были люди различных возрастов и профессий. Например, среди тех, кто первыми откликнулись на призыв творческих сил Стерлитамакской писательской организации, были X. Б. Мазитов, ветеран войны и труда, заслуженный учитель школы РСФСР и БАССР; С. Кильсинбаева, старший учитель башкирского языка Юлдыбаевской восьмилетней школы; Р. Ю. Хасанов, начальник НПС «Мраково», депутат районного совета и Г. К. Кинзябулатов, ветеран войны и труда.

30 октября 1989 года в зале заседаний райкома КПСС состоялась дискуссия по вопросам национальной политики, большинство участников которой поддержало идею повышения статуса республики.

В том же году «для того, чтобы люди имели возможность откровенно высказывать свое мнение по всем волнующим их вопросам», при райкоме КПСС были созданы Совет информационного центра, группа по изучению общественного мнения.

К началу 90-х годов руководство страны столкнулось с кризисом доверия. Непосредственной причиной падения авторитета правящей партии явилось отсутствие позитивных результатов в действиях руководства КПСС за пять перестроечных лет. Одновременно с падением авторитета КПСС в обществе наблюдался рост популярности демократического движения.

Представители этого движения выступали за переход к новым, рыночным отношениям, разгосударствление средств производства.
В этих условиях стал вопрос о существовании самого Союза Советских Социалистических Республик. По решению четвертого съезда народных депутатов СССР и на основании постановления Верховного Совета СССР от 16 января 1991 года на всенародное голосование (референдум) был вынесен вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных государств, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности».

Кроме этого вопроса Верховный Совет РСФСР принял решение о проведении в тот же день Всероссийского референдума по вопросу: «Считаете ли вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?».

В Башкирской республике на референдуме СССР по первому вопросу положительно ответило 85,9% граждан, принявших участие в голосовании, отрицательно - 12,1%. По вопросу о Президенте РСФСР - 44,5 и 34,7% соответственно.

Итак, избиратели Кугарчинского района высказались за сохранение Союза Советских Социалистических Республик. По второму вопросу, вынесенному на референдуме, не все поддержали идею введения поста Президента РСФСР.

1991 год стал переломным для страны: распался СССР, указом Президента России была прекращена деятельность КПСС.

Все эти события нашли свое отражение в общественно-политической жизни Кугарчинского района. Значительная часть местных коммунистов не согласилась с роспуском КПСС. После прекращения деятельности РК КПСС, в октябре 1991 года в с. Мраково состоялось собрание инициаторов создания новой самостоятельной партии коммунистов Башкортостана. 19 октября прошла учредительная конференция, в ходе которой были избраны делегаты на учредительный съезд Социалистической партии Башкортостана.

В ноябре того же года в районном центре с. Мраково на площади В. И. Ленина состоялся митинг, посвященный Великой Октябрьской революции. Следует отметить, что такие митинги проводились в дальнейшем регулярно.

Действия местных коммунистов показывают, что среди населения района была все еще сильна вера в идеи коммунистов. Глубокий кризис, охвативший все сферы жизни страны: инфляция, рост цен и преступности, порождал у кугарчинцев недовольство политикой реформаторов, желание возврата прежних порядков.

Все это нашло свое отражение в итогах референдума, проведенного в 1993 году. На вопрос «Доверяете ли Вы Президенту РФ Б. Н. Ельцину?» отрицательно ответило 75,6% граждан республики, принявших участие в референдуме, и лишь 22,3% проголосовало положительно. Такая же ситуация сложилась в отношении второго вопроса: 76,2% избирателей не поддержало социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом РФ и правительством РФ с 1992 года. Лишь 23% избирателей одобрило реформы.

Что касается пятого вопроса: «Считаете ли Вы, что Республика Башкортостан в интересах ее народов должна иметь экономическую самостоятельность и договорные отношения с Российской Федерацией на основе Федерального Договора и Приложения к нему от Республики Башкортостан?», 87,6% избирателей из числа граждан республики, участвовавших в референдуме, ответило положительно.

Итоги референдума показали, что население района негативно относилось к тем реформам, которые проводила администрация Б. Н. Ельцина. В то же время кугарчинцы полностью поддерживали курс реформ, проводимых в Республике Башкортостан. Об этом говорят итоги референдума и выборов первого Президента Башкортостана. Большинство населения района поддержало кандидатуру М. Г. Рахимова, нашего земляка, выразив тем самым поддержку политике, проводимой в республике ее Верховным Советом. На выборах Президента РБ, прошедших в 1998 году, за М. Г. Рахимова вновь проголосовало большинство избирателей района.

Значительным событием в жизни башкирского народа, всей республики следует считать Всемирный курултай башкир, состоявшийся 1-2 июня 1995 года в городе Уфе. Это событие не могло не отразиться на общественно-политической жизни Кугарчинского района. В соответствии с решением Всемирного курултая башкир 9 декабря 1995 года в зале администрации района состоялось организационное собрание по созданию Исполнительного комитета курултая башкир Кугарчинского района. На собрании участвовали представители всех организаций, учреждений, предприятий, учебных заведений, профсоюзных организаций, ветераны войны и труда - более 130 человек.

В работе форума приняли участие и выступили Кульшарипов М. М. - председатель башкирского народного центра «Урал», член Исполкома Всемирного курултая башкир, доцент Башкирского государственного университета, и Низамов А. Г.

Организационное собрание приняло решение избрать Исполнительный комитет курултая башкир района в составе 41 члена и его правление в количестве 13 человек. Председателем Исполкома курултая башкир района был избран Гайсин Ч. А. - заведующий районным отделом народного образования, заслуженный работник народного образования Республики Башкортостан.

Следует также отметить, что в первой половине 90-х годов в Кугарчинском районе была организована местная организация Башкирского народного центра «Урал» «Оло Эйек» во главе с Ф. Абдуллиным, ветераном народного образования района.

Произошла активизация в районе и молодежного движения. 18 июня 1997 года в Доме культуры состоялось районное учредительное собрание башкирской молодежи по созданию местного отделения Союза башкирской молодежи (СБМ) Республики Башкортостан. Представители всех сельских администраций обменялись мнениями по созданию молодежной организации и пришли к единому выводу о «нужности и важности» Союза. На собрании был принят устав, председателем СБМ района был избран Узбеков 3. С. - учитель Семено-Петровской средней школы.

В 90-х годах, как и по всей республике, произошли перемены в культурной и духовной жизни района. Прежде всего нужно отметить, что бурное и во многом непредсказуемое развитие перестроечных процессов в стране, в конце концов, привело к постепенному исчезновению идеологических рамок и запретов.

В начале 90-х годов в районе оживилась работа по восстановлению и строительству мечетей. 2 марта 1991 года в районном центре с. Мраково состоялось торжественное открытие мечети. К 1995 году в районе функционировало уже 10 мечетей. Это дало возможность создать в районе мухтасибат - правление по руководству и координации работы мечетей и духовных лиц. Мухтасибат возглавил Радиф-хазрет из Юмагузинской мечети.

За последнее десятилетие были достигнуты значительные успехи и в области культуры. Самодеятельные коллективы стремились к достижению всемерного развития искусства в районе, совершенствовали исполнительское мастерство, выявляли таланты, лучшие коллективы, пропагандировали народное творчество.

В июне 1998 года с целью широкой пропаганды самобытного художественного стиля башкирского национального костюма был проведен районный конкурс «Традиции башкирского народного костюма в современной одежде».

Проводимые реформы со второй половины 80-х годов в стране не могли не коснуться и агропромышленного комплекса. Первые годы перестройки ознаменовались для колхозов и совхозов переходом к экономической самостоятельности на основе самофинансирования и хозрасчета.

В те годы новым явлением было создание промышленными предприятиями в сельских районах своих «продовольственных цехов» или подсобных хозяйств на базе колхозов и совхозов. Внедрялся арендный подряд, осуществлялся имущественный найм, составлялся договор, при котором одна сторона в лице колхоза, совхоза или одного землепользователя предоставляла другой стороне - арендатору - землю и другие средства производства в длительное пользование за арендную плату. Однако арендный подряд, из-за высоких налогов, отсутствия соответствующей технической базы, приживался в районе слабо.

Кардинальные реформы наметились в сельском хозяйстве лишь в начале 90-х годов. Администрация Б. Н. Ельцина взяла курс на реформирование различных форм собственности на землю, в том числе частной, что, по существу, означало отказ от коллективной формы хозяйствования в сельском хозяйстве, имея в виду бывшую колхозно-совхозную систему.

В Республике Башкортостан руководство проявило сдержанное отношение к указам и законам, спускаемым сверху. Было заявлено о недопустимости абсолютного права частной собственности на землю и, исходя из этого положения, разрабатывались кодексы и законы по землепользованию и владению. Благодаря этому в республике стало возможным перераспределение земли для создания благоприятных условий развития новых форм хозяйствования на селе, не разрушая накопленного потенциала села.

В Кугарчинском районе с середины 80-х годов были предприняты новые шаги для развития новых форм хозяйствования. Широкое распространение получили различные формы подряда: коллективный, семейный и личный. Так, в 1988 году в районе на основе индивидуального подряда заключили договора с хозяйствами более 10 семей колхозников, рабочих совхозов, предприятий и организаций.

В дальнейшем некоторое распространение получили хозрасчетные арендные отношения. Данная форма хотя не получила широкого внедрения, дала некоторые положительные результаты. Можно привести несколько конкретных фактов. Так, после введения аренды в отделении им. Димитрова совхоза «Искра» резко изменились показатели. Урожайность зерновых в отделении была выше на 3 центнера, сладких корней на 50 центнеров, чем в целом по хозяйству. Также для сравнения можно привести показатели молочно-товарных ферм за 1989 год. Арендное звено Туембетовской фермы занимало шестое место среди всех МТФ района, хотя в 1988 году, до введения арендных отношений, в этой ферме было надоено от коровы лишь по 2 343 кг молока. После введения арендных отношений в начале 1989 года результаты изменились в лучшую сторону. За год надои от одной коровы увеличились на 650 кг.

Однако эти изменения не могли повлиять на состояние всего сельского хозяйства района. По итогам 12-й пятилетки колхозы и совхозы района остались в большом долгу перед государством. План производства зерна был выполнен лишь на 66%, прирост составил 5%, среднегодовые закупки в 12-й пятилетке сократились с 19 862 до 13 674 тонн, или на 32%. Не были выполнены планы производства сахарной свеклы (97%), картофеля (57%). Если урожайность зерновых культур за годы 11-й пятилетки составила 11,2 центнера с гектара, то за 12-ю пятилетку - 12,2 центнера с гектара. Как видно, рост урожайности зерновых за годы пятилетки составил лишь 1 центнер с гек¬тара, или 8,9%, что было крайне недостаточным для полного удовлетворения потребностей района в зерне.

За эти годы не удалось увеличить поголовье скота, что в свою очередь послужило причиной сокращения производства молока, мяса, шерсти.

Все эти негативные тенденции обусловливали поиск путей для более глубокого реформирования сельского хозяйства. Весной 1991 года, согласно закону «О земельной реформе в Башкирской АССР», Постановлением президиума районного Совета народных депутатов от 14.03.91 года была создана районная депутатская комиссия по земельной реформе. Такие же комиссии были созданы во всех сельских и поселковом Советах народных депутатов. Был образован районный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам. Данный комитет возглавил Е. Н. Анищенко.

Статьей 16 Земельного Кодекса Башкирской ССР определялись органы, имеющие право предоставления земли. Сельские Советы народных депутатов представляли земельные участки: во владение, пользование в аренду в пределах черты сельских населенных пунктов, не входящих в землевладения колхозов, совхозов и других госпредприятий; во владение для ведения личного подсобного хозяйства, в пользование для огородничества, садоводства, сенокошения и выпаса скота из земель запаса, переданных в ведение сельских Советов решением районного Совета народных депутатов.

Для ведения местного подсобного хозяйства земельные участки передавались во владение граждан бесплатно, в пределах норм, устанавливаемых поселковым, сельским Советами народных депутатов. Решением сессии районного Совета народных депутатов были установлены предельные размеры земельных участков для ведения крестьянского хозяйства до 25 гектаров, личного подсобного хозяйства - до 1 гектара.

Для ведения садоводства и животноводства во владение граждан были бесплатно переданы все ранее предоставленные земли, а также малопродуктивные сельскохозяйственные, лесные угодья и нарушенные угодья.

В целях подготовки квалифицированных специалистов для ведения крестьянского хозяйства в 1990/91 учебном году ПУ-90 начало подготовку фермеров-арендаторов (мастеров сельскохозяйственного производства). В учебные планы данной группы были включены и традиционные, и новые предметы такие, как аренда, оборудование животноводческих ферм, сварочные работы, эксплуатация электрооборудования и другие. В содержание обучения входило освоение учащимися знаний и практических навыков по ремонту и эксплуатации сельхозтехники, по уходу и выращиванию различных животных на крестьянском подворье, вождение тракторов и автомашин различных модификаций.

В связи с реорганизацией ПУ-90 в агролицей было определено, что выпускники училища могут продолжить свое обучение в лицейских группах для получения специальности соответствующей среднетехническому образованию.

Все эти меры позволили начать реорганизацию агропромышленного комплекса района. Проводя общий курс на реформирование сельского хозяйства, администрация района, как и руководство республики, приложила все усилия для сохранения колхозов и совхозов, обеспечив им приоритетные условия развития. Но в то же время были созданы соответствующие условия для становления и частного сектора, что позволило сделать сельское хозяйство района многоукладным.

Уже в 1991 году, до начала весенне-полевых работ было создано 37 крестьянских (фермерских) хозяйств, которым было выделено 999 гектаров сельхозугодий, из которых 955 гектаров пашни.

К лету 1992 года число крестьянских хозяйств достигло 82. Из них 55 семей получили участки из земель запаса, а 27 вышли со своим земельным и имущественным паем из колхозов и совхозов.

Всего фермерам было предоставлено во владение и аренду 1 969 гектаров сельхозугодий, в том числе 1 821 гектар пашни. В среднем на одно хозяйство приходилось 22 гектара.

Основная масса крестьянских хозяйств сформировалась на территориях Максютовского, Исимовского, Октябрьского сельских Советов и Юмагузинского поселкового Совета.

К началу 1994 года количество крестьянских хозяйств района достигло 280, включая ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств «Туембет», объединяющий 90 фермерских хозяйств, и «Утар», объединяющий 20 фермерских хозяйств.

Всего по району крестьянским хозяйствам к началу 1994 года было выделено 3 078 гектаров пашни, что составило более 3% от всех пахотных угодий района.

Однако увеличение количества крестьянских хозяйств не сказалось на качестве производимого частным сектором производства сельхозпродуктов. По итогам 1993 года в целом по району лишь 3% крестьянских хозяйств работали в среднем лучше чем, колхозы и совхозы, 14 - на уровне коллективных хозяйств, остальные же 83% отставали.

По всем фермерским хозяйствам средняя урожайность зерновых за 1993 год составила 9,8 центнера с гектара, тогда как в целом по району нормативная урожайность составляла 13 центнеров. В том же 1993 году колхозы и совхозы намолотили в среднем по 15,1 центнера зерна.

Самая высокая урожайность в 1993 году была достигнута в колхозе «Кызыл Байрак» -21,2 центнера с гектара, тогда как среди крестьянских хозяйств лучшим результатом было 18 центнеров с гектара. Одной из причин неэффективности крестьянских хозяйств было то, что многие претенденты на земельные участки, особенно из числа служащих, слабо представляли организацию крестьянского хозяйства, не имели конкретной производственной программы, практики.

Другой причиной было то, что некоторые лица становились фермерами только из-за различных льгот и денежных кредитов.
Самым крупным шагом в пресечении различных путей обмана и махинации было введение конкурсной основы для тех, кто хотел вести свое собственное дело.

Более жесткими стали требования к владельцам земельных участков. К нерадивым хозяевам стали применяться различные санкции. Кроме того в январе - марте 1994 года был проведен анализ деятельности хозяйств, образовавшихся в 1991 году. Если за три года своего существования хозяйство не вставало крепко на ноги, фермер лишался права владения землей.

Кроме вышеуказанных причин, земельный участок изымался согласно постановлению президиума районного Совета от 2 февраля 1993 года «О мерах по упорядочению регистрации крестьянских хозяйств и предоставлении им земли». Согласно данному постановлению глава крестьянского хозяйства, становясь юридическим лицом, должен был уволиться с места прежней работы. Если постановление не соблюдалось, земельный участок изымался и передавался в фонд земельного запаса района.

Основной причиной неэффективности фермерства являлось то, что в целом по стране не была продумана и подготовлена база материально-технического обеспечения. Для ведения небольшого семейного хозяйства требовалась специальная минитехника, которая почти не производится в нашей стране, а импортная мини-техника зачастую была не по карману сельскому производителю. Существующая техника с экономической точки зрения не оправдывала себя, так как не каждый фермер имел возможность ее купить и в дальнейшем содержать.

Существует еще одна сторона проблемы - непродуманность финансово-кредитной системы. Когда цены на технику были более или менее приемлемыми, у начинающих фермеров не было средств. А когда цены на технику непомерно возросли, то фермеры, даже получив кредит, не могли приобрести машины и трактора.

Все это оказало негативное воздействие на развитие фермерства в районе. В последние годы началось сокращение крестьянских (фермерских) хозяйств. Если на 1 январе 1995 года их по району насчитывалось 321 с общей земельной площадью 3 450 гектаров, то к началу 1996 года количество крестьянских хозяйств сократилось до 146, с общей площадью сельхозугодий в 1 838 гектаров, что составило менее 1% по району.

В настоящее время в районе насчитывается 105 фермерских хозяйств с общей площадью земли 1 577 гектаров, что составляет менее 1% сельхозугодий района.

За годы перестройки и перехода к рыночным отношениям в трудном положении оказались в селе и коллективные хозяйства. Отсутствие слаженного рынка сбыта, отсутствие специалистов по рыночной экономике привели к тому, что зачастую излишки урожая, которыми хозяйства могли распоряжаться начиная с 1991 года, гнили на складах. Если до этого государство забирало весь урожай и давало взамен технику и деньги, то теперь хозяйствам приходится самим покупать сельхозтехнику и запчасти к ней, причем каждый производитель техники накручивает свою цену. В итоге хозяйства района завязли в долгах. На сегодняшний день хозяйства функционируют благодаря государственной дотации. Все эти негативные моменты сказались не только на растениеводстве, но и на животноводстве. Например, на 1 января 1999 года, по сравнению с 1990 годом, по району крупного рогатого скота стало меньше на 15 484 головы, в том числе коров - на 3 680, свиней - на 13 348, овец на 21 293 и лошадей - на 1 638 голов. А это в свою очередь привело к сокращению производства сельхозпродуктов. Если в 1990 году было произведено мяса 41 835 центнеров, то в 1998 году только 13 890, а молока произ¬вели меньше на 90 749 центнеров.

Но, тем не менее, руководству района удалось не допустить полного развала сельского хозяйства. А опыт работы последних лет в аграрном секторе показал, что альтернативы коллективному хозяйствованию, без реформирования материально-технической базы, продуманной финансово-кредитной системы, пока нет. Мелкие крестьянско-фермерские хозяйства с преобладанием ручного труда, без применения передовых технологий, без научного подхода к ведению земледелия и животноводства, обеспечить население в полной мере продуктами питания пока еще не в состоянии.