Информационный портал Кугарчинского района Республики Башкортостан > Новости Башкортостана > Салия Мурзабаева: модернизация здравохранения

Салия Мурзабаева: модернизация здравохранения


23 сентября 2011. Разместил: Zara
В стране идет крупномасштабная программа модернизации здравоохранения. На эти цели в 2011-2012 годах будет выделено 460 млрд. рублей. Ключевые аспекты программы модернизации здравоохранения Республики Башкортостан комментирует региональный координатор проекта партии «Единая Россия» «Качество жизни (Здоровье)», депутат Государственной Думы ФС РФ Салия Мурзабаева.

-Салия Шарифьяновна, как реализация модернизация медицины отразится на нас, на обычных пациентах?

Партийные проекты «Единой России» в сфере здравоохранения продиктованы самой жизнью, этим и объясняется их эффективность. В Башкортостане, например, активно реализуются социальные проекты «Россия: мы должны жить долго», «Здоровое сердце», «Увидеть мир в красках», «Создание диализных центров для детей». Все они направлены на улучшение качества жизни граждан страны.

Проект «Качество жизни (Здоровье)» не является исключением, он – продолжение национального проекта «Здоровье». Но этот проект отличается масштабностью и разносторонностью: это и совершенствование законодательной базы, и реализация региональных программ, что, в итоге, должно существенно повлиять на качество оказания медицинской помощи и показатели здоровья населения страны.

Вы спрашиваете, как модернизация отразится на нас, пациентах. Ведь для получения качественной медицинской помощи недостаточно только профессионализма медицинских работников. Необходимы соответствующие условия, современная аппаратура, оборудование. Оценка эффективности упомянутого нацпроекта «Здоровье» в нашем регионе – положительная, деньги потрачены с умом и пользой. За несколько лет снизилась заболеваемость, а с ней и смертность среди лиц трудоспособного возраста. Радует статистика роддомов, в том числе падение младенческой смертности. Диспансеризация позволила выявлять заболевания на ранней стадии, а это существенно упрощает лечение. К примеру, если профилактическая работа поставлена как надо и онкозаболевание будет обнаружено в начальной стадии, тогда оно абсолютно излечимо. Еще пример: с тех пор как в республике Башкортостан начали работать сосудистые центры, оснащенные современным оборудованием, в том числе и компьютерными томографами, число умерших от инфарктов и инсультов сократилось. Другое дело, что количество инсультов и инфарктов меньше не становится. Как известно, у нас в стране, в Башкортостане в том числе, причинами-лидерами смертности населения являются болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, травмы, высока доля и отравлений алкоголем, самоубийств. Поэтому мы должны открывать не только центры для предоставления качественных медицинских услуг, но и центры профилактической медицины. Результатами модернизации здравоохранения должны стать положительные изменения в демографической ситуации: дальнейшее увеличение продолжительности жизни, рост численности населения России, предусмотренные в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года.

Как заявил Премьер-министр РФ Владимир Путин по поводу программы модернизации: «Цена задуманных нами преобразований очень высока, но ещё выше цена надежд и ожиданий миллионов граждан России. И наша с вами общая цель – оправдать эти надежды и это доверие граждан». Люди реально должны ощутить пользу проекта. На реализацию проекта в России выделяется 460 млрд. рублей, эти средства должны использовать в 2011-2012 годах. Деньги огромные, поэтому депутаты фракции «Единая Россия» ставят перед собой две основные задачи: законодательное обеспечение модернизации здравоохранения и контроль над эффективностью и целевым расходованием средств. В 2010 году был принят закон об обращении лекарственных средств. Правовые основы реализации программ модернизации здравоохранения установлены в новом законодательстве об обязательном медицинском страховании. В ближайшее время будет принят Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

- Законопроект вызвал большой резонанс в обществе и профессиональной среде…

Да, и это правильно. Законопроекты должны обсуждаться с привлечением широкой общественности. Законотворческая деятельность от этого только выиграет, что, в итоге, пойдет во благо населения. Ведь закон об основах охраны здоровья граждан должен стать базовым документом для всей системы российского здравоохранения. Законопроект направлен на то, чтобы максимально учесть интересы всех категорий граждан при обеспечении их качественной и своевременной медицинской помощью.

С учётом высокой социальной значимости, большого общественного интереса к этому документу, принято решение продолжить работу над ним и завершить её в ходе осенней сессии. Работа над законопроектом продолжается: были проведены обсуждения федерального закона на парламентских слушаниях, на круглом столе, состоялись публичные обсуждения на площадке Общероссийского народного фронта, в Общественной Палате РФ. Было создано несколько экспертных групп, обсуждались все предложения обсуждались. Можно отметить, что все рациональные предложения учтены в поправках. Законопроект подготовлен ко второму чтению и значительно улучшен. В него внесены важные и принципиальные уточнения. Например, внесены дополнения в перечень основных принципов охраны здоровья граждан. Законом гарантируется социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Приоритетными названы интересы пациента и охрана здоровья детей. Урегулирован широко обсуждаемый вопрос о совместном пребывании одного из родителей с больным ребенком в стационаре бесплатно. Внесены важные дополнения в части обеспечения лекарственными препаратами граждан, страдающих жизнеугрожающими острыми и хроническими прогрессирующими редкими заболеваниями. Уточнены положения о профилактике и формирование здорового образа жизни. Законом обеспечивается прозрачность системы контроля качества медицинских услуг. Как видите, мнение профессионалов и общественности учтены. Теперь министерствам и ведомствам необходимо будет доработать нормативно-правовые акты.

- Вернемся к осуществлению программы модернизации здравоохранения. Какие конкретно задачи решаются при реализации проекта?

Задач много, но вначале нужно пояснить, что в результате реализации программы модернизации российское здравоохранение к 2013 году должно перейти с бюджетно-страхового на одноканальное финансирование, полностью основанное на тарифах обязательного медицинского страхования (ОМС).

Одноканальное финансирование здравоохранения обеспечит эффективное использование денежных средств, будет способствовать развитию страховых принципов в медицине и выполнению государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Не секрет, что сегодня величина тарифов не покрывает всех затрат на оказание медицинской помощи в соответствии со стандартами. Это не позволяет обеспечить необходимое качество лечения и его доступность для всего населения. С увеличением тарифов на оказание медицинских услуг ситуация изменится. Люди смогут получать необходимую медицинскую помощь в соответствии с потребностью в полном объеме и своевременно. Что касается, конкретных задач, их три.

Во-первых, это укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, т.е. капитальный ремонт учреждений здравоохранения, оснащение лечебных учреждений необходимым оборудованием.

Вторая задача - внедрение современных информационных систем в здравоохранение. Это позволит избавиться от «бумажной» работы, ведь нередко пациенты жалуются на то, что врачи больше занимаются заполнением документов, нежели больными, т.е. граждане получат современный сервис, основанный на информационных технологиях. Появятся электронная регистратура для того, чтоб записаться на прием, электронная карта, которую не надо носить с собой и бояться ее потерять. Эти меры облегчат жизнь пациентам. Медицинские работники смогут вести документацию в электронном виде на основе медицинских стандартов, регламентов и порядков, органы управления получат единую медицинскую базу данных, по которой они смогут провести мониторинг состояния здравоохранения. Развитие сети телемедицины позволит врачам и пациентам получать консультации в республиканских, федеральных и даже зарубежных медцентрах.

В-третьих, это повышение доступности медицинской помощи. Будут внедрены стандарты оказания медицинской помощи. Сейчас это наиболее перспективное направление развития здравоохранения, позволяющее планировать и объемы медицинской помощи и затраты на нее, защищать права пациентов при разрешении спорных вопросов. Стандартизация гарантирует применение единых методик лечения и диагностики, оказания полного объема медицинской помощи пациенту вне зависимости от места его проживания. Главной целью программы модернизации здравоохранения России является сохранение и укрепление здоровья населения. Это одна из самых важных задач политики, проводимой Президентом Дмитрием Медведевым и главой правительства, лидером нашей партии Владимиром Путиным.

-Как реализовывается проект в Республике Башкортостан, координатором в которой являетесь. Какие перемены нас ждут?


Наша задача, задача региональных координаторов проекта - помимо контроля за его реализацией, это и совместная работа с органами исполнительной власти. Министерством здравоохранения Республики Башкортостан была разработана Программа модернизации здравоохранения республики на 2011-2012 годы. Программа утверждена, заключено Соглашение о ее реализации между Правительством республики, Минздравсоцразвития России и Феджеральным Фондом ОМС. В рамкахз Программы в республике будет организована работа 9 медицинских округов в городах Уфа, Стерлитамак, Нефтекамск, Октябрьский, Белорецк, Бирск, Кумертау, Сибай и Дуванском районе, за которыми будет закреплено население близлежащих районов. Положительный опыт в этом направлении у нас уже есть. С 1998 года в Башкортостане организованы межмуниципальные центры по оказанию помощи беременным женщинам, роженицам, родильницам и их новорожденным детям. Такие центры работают в Белорецке, Стерлитамаке, Кумертау, Сибае, Октябрьском, Нефтекамске, на базе уфимского роддома № 4. Их оснащение будет продолжено и в рамках модернизации.

По такому же принципу в республике создаются центры, специализирующиеся по другим направлениям. В каждом округе будут функционировать онкологический, травматологический, сердечнососудистый и перинатальный центры. Количество обслуживаемого населения возрастет до 240 тысяч человек. К сожалению, сделать в каждом селе больницу невозможно, но организовать транспортную доступность для каждого жителя – по силам каждому муниципалитету. И необходимость в этом есть.

В рамках проекта партии «Единая Россия» «Качество жизни (Здоровье)» республика получит 8 млрд. рублей из федерального бюджета. Общий объем финансового обеспечения Программы на 2 года, включая региональные и федеральные средства, составит 15,5 млрд. рублей.

Поддержка материнства и детства, укрепление института семьи –важнейшие приоритеты, обозначенные руководством страны и партии «Единая Россия». 25% средств Программы модернизации будет направлено на развитие службы детства и родовспоможения. Меня, как педиатра и бывшего заместителя министра здравоохранения по детству и родовспоможению, это радует. Программой предусмотрено оснащение учреждений родовспоможения современным оборудованием для выхаживания глубоконедоношенных детей, развитие хирургии новорожденных, создание службы паллиативной (хосписной) помощи тяжелобольным детям.

- Вы затронули проблему сельского здравоохранения, о ней вы знаете не понаслышке. Вы – один из немногих депутатов, которые встречаются со своими избирателями лично, и не только в общественной приемной. Вы регулярно бываете в районах республики, общаетесь со своими избирателями. Вы помогли многим гражданам решить их проблемы…

Я - сторонник открытого диалога власти и общественности, открытого обсуждения проблем. Моя задача, как депутата, состоит в том, чтобы изучить вопросы, актуальные для нашего общества, наших избирателей, и подсказать органам исполнительной власти направления работы. Депутат должен заниматься не только законодательными инициативами, а, прежде всего решением реальных проблем. Действительно, сельская медицина испытывает острую необходимость в реформе. Не хватает кадров, современного оборудования. Тому свидетельство множество обращений от граждан, в том числе и ко мне, как депутату. Часть проблем, связанных с ремонтом и оснащением ФАП, были решены благодаря нацпроекту «Здоровье». И в партийном проекте «Качество жизни (Здоровье)» развитие сельской медицины рассматривается как одно из приоритетных направлений. Сельские жители составляют почти 30 % населения России. Детей на селе рождается больше, чем в городах, но этот факт сопровождается высокой смертностью. Например, в 2009 году в России показатель младенческой смертности на селе составил 9,7 на 1000 родившихся, в городах – 7,5. В Башкортостане на 01.01.2011 г. - 6,9. В нашей республике 40% населения - сельчане. Поэтому для нас особенно важно обеспечить доступность медицинской помощи на селе, совершенствовать работу фельдшерско-акушерских пунктов. По плану Минздрава РБ предполагается оптимизация сети учреждений здравоохранения, перепрофилирование сельских амбулаторий в офисы врачей общей практики.

- Залогом преобразований являются хорошо подготовленные кадры, способные работать на новейшем оборудовании, качественно оказывать медицинскую помощь населению.

Да, потребность республики в квалифицированных медицинских кадрах сегодня составляет около 2 тысяч человек. В 2005 году укомплектованность врачами участковых служб составляла 60%, а в некоторых районах не хватало более половины участковых врачей. Повышение уровня оплаты труда медицинских работников первичного звена здравоохранения в рамках нацпроекта «Здоровье» позволило повлиять на ситуацию. Однако проблема укомплектования специалистами узкого профиля сохраняется до сих пор. Этот вопрос особенно актуален на селе. Предоставление возможности для молодых и энергичных кадров получения хорошей профессиональной подготовки и переподготовки, создания достойных условий труда и быта является одной из самых актуальных задач. По оценкам экспертов, в целом по стране около 70 тысяч молодых врачей нуждается в жилье. И ежегодно только 2–2,5 тысяч из них решают свою жилищную проблему. 18 июля я в Учалинском районе провела прием граждан, и учалинцы поделились опытом работы по привлечению молодых специалистов. Опыт заслуживает внимания. В районе действует целевая программа по обеспечению жильем молодых специалистов. Согласно программе, администрация района ежегодно выделяет 4 квартиры, а сельские поселения - 40 земельных участков для индивидуального строительства молодым специалистам. Начиная с 2008 года, уже обеспечены жильем 8 специалистов, 28 человек получили земельные участки. Выделяется и ведомственное жилье в селах района. А коллектив Центральной районной больницы принял решение об установлении стимулирующих выплат молодым специалистам в виде персонального повышающего коэффициента к заработной плате. Их размер составляет от 2,5 тысяч рублей для врачей общего профиля (терапевты, педиатры) до 6 тысяч рублей для таких специалистов, как анестезиолог-реаниматолог, акушер-гинеколог, хирург. Такая целенаправленная работа позволяет решать вопросы, связанные с кадрами, и способствует привлечению нужных специалистов в медицинские учреждения.

Что касается качества предоставляемых услуг, медицинские ВУЗы должны перейти на новую систему образования. Башгосмедуниверситет, например, в этом году планирует начать обучение и переквалификацию специалистов в соответствии с потребностями программы модернизации. Внедрение стандартов лечения обеспечат также рост заработной платы для медицинских работников. Это также является дополнительным стимулом для молодых специалистов.

- Многих смущает вопрос о стандартах. Не лишатся ли пациенты индивидуального подхода?

Минздравсоцразвитием РФ разработаны и утверждены более 700 стандартов, определяющих перечень диагностических и лечебных мероприятий по конкретным заболеваниям. Это позволит гарантировать пациентам качественное лечение во всех лечебных учреждениях, независимо от их места нахождения. Что касается необходимости индивидуального подхода к лечению, пациенты его не лишатся. Ведь лечение больных по стандартам медицинской помощи предполагает учёт всех особенностей здоровья пациентов.

Напомню, реализация проекта «Качество жизни (Здоровье)» рассчитана на два года. Уже в 2012 году общая смертность должна снизиться с 13,1 до 12,6 на 1000 населения, в том числе смертность в трудоспособном возрасте, материнская и младенческая смертность.

Мы, единороссы, надеемся на серьезные изменения в сфере здравоохранения, хотя отчетливо понимаем, что часть вопросов останется. Но я уверена, по истечении срока действия проекта мы не остановимся на достигнутом и продолжим модернизацию системы здравоохранения им на федеральном, и на региональном уровнях.