Информационный портал Кугарчинского района Республики Башкортостан > О районе > ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ИСТОРИЯ НАРОДА, часть 1
ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ИСТОРИЯ НАРОДА, часть 112 марта 2008. Разместил: Master |
Территория Кугарчинского района была заселена еще в глубокой древности. Об этом свидетельствуют интересные архитектурные памятники, обнаруженные в районе. Видным археологом академиком О. Н. Бадером (он же является исследователем всемирно известной пещеры Шульган-таш), в пещере возле села Мурадым была открыта стоянка первобытных людей, обитавших там примерно 100 тыс. лет назад, в эпоху древнего каменного века или палеолита. Там были обнаружены примитивные каменные орудия и кости вымерших ныне животных.
К эпохе медно-бронзового века (III-II тыс. до н. э.) относится памятник, обнаруженный на левом берегу реки Большой Ик, недалеко от деревни Русское Тангирово. Местному башкирскому населению он был известен как «убалар», т.е. курганы. В четырех курганах (к сожалению, один из них был раскопан местными жителями) были найдены обломки разбитых глиняных сосудов, бронзовые долота, шила, наконечники стрел, большой кусок яшмы - сырье для изготовления различных предметов, деревянный сосуд, который в древности был расколот, а затем скреплен серебряной пластинкой. Племена, насыпавшие эти курганы и оставившие перечисленные вещи, занимались скотоводством, были умелыми земледельцами. Об этом можно судить по найденным бронзовым серпам, остаткам каменных зернотерок. Среди археологов нет единого мнения об этнической принадлежности этих племен медно-бронзового века. В эпоху железа в степях Южного Урала обитали кочевники (Х1-Х вв. до н. э.), названные условным именем «саки». Часть саков носила имя «дахи», «массагеты», а по древнегреческим источникам - исседоны, иирики, аримаспы, которые также вели кочевой образ жизни и по-видимому, имели тюркское происхождение. В ту же эпоху появились на юге Башкортостана сарматы и савроматы, считающиеся ираноязычными. Эти племена оставили множество курганов, разбросанных по степям юга Башкортостана, в том числе Кугарчинского района. Первые века нашей эры знаменуются приходом на Южный Урал гуннов - древних тюрков центрально-азиатского происхождения. Гунны, говорящие на древнетюркском языке, усилили тюркизацию Южного Урала, некоторая их часть растворилась среди местного населения. VI-VIII вв. н. э. на Южный Урал, в том числе в южные районы современного Башкортостана, стали прибывать кочевые племена, в дальнейшем составившие ядро башкирского народа. В IХ-XII вв. появляются письменные источники о башкирах. Довольно подробное описание жизни и быта, религиозных представлений башкир-кочевников, обширных степей Оренбурга оставил арабский путешественник и миссионер X в. Ибн-Фадлан. Башкиры, по его мнению, обожествляли различных животных, почитали журавлей. Культ журавля сохранился среди них по сей день. Весьма интересны и археологические памятники, относящиеся к указанному периоду. В 1968-1969 гг. вблизи д. Башкир-Беркут археологом Н. А. Мажитовым были исследованы три небольших земляных кургана одинаковой конструкции. Каждый курган содержал по одной могиле, куда были спущены деревянные колоды, изготовленные из цельного толстого дубового бревна. Бревно было распилено на две неравные части, одна из которых служила крышей, другая - основанием колоды. Дно всех трех колод было обильно посыпано слоем золы. В первом кургане, где был похоронен мужчина, обнаружены остатки кожаной обуви, железное стремя, нож и большая разноцветная стеклянная бусина. Один сапог сохранился почти полностью, он распоролся лишь по швам. Это был мягкий сапог на тонкой подошве (по-башкирски - ситек). Костяк во втором кургане принадлежал женщине. Около нее найдены серебряное зеркало, берестяная трубочка, служившая, вероятно, для хранения кос, железный нож и несколько других предметов. В третьем кургане особых находок обнаружено не было. Эти памятники, по мнению наших археологов, связаны с определенной племенной группой, часть которой осела на Южном Урале и вошла в состав башкир. Важно и то, что эти могильники принадлежали язычникам. Известно, что ислам среди башкир стал распространяться с X в. и эта религия запрещала хоронить умерших с необходимым для загробного мира инвентарем. Мусульманская религия окончательно утвердилась в Башкортостане, в том числе в пределах Кугарчинского района в XIV в. Ислам оказал большое влияние на жизнь и быт, духовную культуру башкирского народа, способствуя его этнической консолидации, укреплению связей с мусульманским миром. На ранних порах своего существования на Южном Урале мусульманская религия оставила своеобразные археолого-архитектурные памятники типа мавзолеев, называемых у башкирского народа кэшэнэ. Они должны были символизировать торжество мусульманской религии над языческой. Одно из таких кэшэнэ находится на территории Кугарчинского района возле села Максютово. Высота кургана около 3 м, диаметр 24-25 м. Об этом кургане среди народа бытует интересная легенда. По ней курган является домом Бэндэбикэ - очень умной и храброй женщины. Легенда рассказывает, что в давние времена башкиры страдали от междоусобных войн и взаимных набегов казахских и башкирских племен. Решительная и умная женщина Бэндэбикэ сумела в этот момент уговорить своих соплеменников и всех соседей жить в мире и согласии. Она пользовалась большим уважением и популярностью не только у соплеменников, но и окружающих народов. Бэндэбикэ воспитывала мальчика Ерэнсэ-сэсэна, и, когда он достиг совершеннолетия и стал батыром, вышла за него замуж. Но с течением времени Бэндэбикэ состарилась, а Ерэнсэ-сэсэн, будучи в расцвете своих сил, обольщенный боевыми успехами, начинает подумывать о других женщинах и о набегах в страну казахов. Бэндэбикэ решительно возражает ему, предсказывает неудачу. Не послушав ее совета, Ерэнсэ-сэсэн отправляется в поход. Расстроенная этим больная Бэндэбикэ умирает. Башкиры исполнили ее просьбу - похоронили ее в своем доме, дом засыпали землей, получился большой курган. А Ерэнсэ-сэсэн терпит поражение, сам попадает к казахам в плен. Казахские старейшины судьбу башкир-пленных решают таким образом: казахский и башкирский батыр вступают в единоборство. Если победит Ерэнсэ-сэсэн, все башкиры отпускаются домой, но если победит казах-батыр, то Ерэнсэ-сэсэн должен быть убит, а остальные башкиры отпускаются домой, чтобы они рассказали о позорном набеге. Ерэнсэ-сэсэн терпит второе поражение. В тот момент, когда казахский батыр был уже готов пронзить его, Ерэнсэ-сэсэн рассмеялся. В ответ на удивление присутствующих он рассказывает о своем последнем разговоре с женой, которая предупреждала его о печальном исходе похода. Узнав, что Ерэнсэ-сэсэн является мужем всеми уважаемой святой Бэндэбикэ, казахи отпускают его домой. «Что нового на родине?» - спросил он по дороге домой у встречных путников. Они ответили ему: «На родине неладно, сломалось топорище, сам решай, что тебе делать». Ерэнсэ-сэсэн от путников узнает о смерти жены. От позора и горя он, ударив кнутом своего аргамака (дуль-дуль), бросается с высокой скалы. Местные жители деревни Ургин эту скалу называют «Камчатау», а ущелье (река Лесная Ургинка) называют «Ургысай». Недалеко от этой скалы башкиры хоронят его вместе с атрибутами воина-батыра и с конем. У местного населения была распространена легенда о том, что у Ерэнсэ-сэсэна вся сбруя и оружие были из золота. Башкиры над могилой соорудили курган из каменных глыб. Этот курган находится примерно в 18 км от кэшэнэ Бэндэбикэ в труднодоступном горном ущелье на берегу реки Лесная Ургинка. Старожилы деревни Ургин (Зианчуринский район) вспоминают, что до войны (1941 г.) какая-то группа людей, скорее мародеры, раскопала курган, где был похоронен Ерэнсэ-сэсэн: сведений о находках не сохранилось. Кэшэнэ Бэндэбикэ также, к сожалению, разрушено и требует восстановления. |