Информационный портал Кугарчинского района Республики Башкортостан > О районе > ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ИСТОРИЯ НАРОДА, часть 2

ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ИСТОРИЯ НАРОДА, часть 2


12 марта 2008. Разместил: Master
Известно, что в период средневековья башкирский народ состоял из отдельных родов и племен. Как видно из различных источников, а также дореволюционного административного деления на волости, в пределах территории Кугарчинского района обитали башкиры племени Кипчак. Кипчаки-тюрки в Х1-ХII вв. образовали свое конфедеративное государство - Дешти-Кипчак («Кипчакская степь»). В дальнейшем часть кипчаков, особенно после татаро-монгольского завоевания в XIII в., растворилась среди башкир, образовав целый ряд родоплеменных объединений: кара-кипчак, бушмас-кипчак, суун-кипчак, санкем-кипчак, сарыш-кипчак, карагай-кипчак, гарей-кипчак и т.д. Бассейн реки Большой Ик и прилегающие к нему земли заняли преимущественно кара-кипчаки, куда входили такие роды, как сарыш, суун, ак, составляя так называемое етеырыу и другие.

Как каждое башкирское племя (а иногда и род), кипчаки имели свои родоплеменные атрибуты - тамгу, уран (оран), дерево и птицу. Тамга являлась, с одной стороны, знаком родовой (или племенной) принадлежности, с другой - знаком родовой собственности.

Уран (оран) - это военный клич, характерный для военно-феодальной организации тюркских народов. Птица и дерево были, по-видимому, пережитками древних, языческих (тотемистских) верований башкир. У племени Кипчак уран был Токсаба (тук - полный, сытый; саба - кожаная посуда для кумыса). Деревом кипчаков был вяз, птицей - беркут. Где-то в конце XVI в. к берегам Большого Ика переселились башкиры племени Бурзян с родовыми подразделениями мунаш, байулы, джансары и другими.

Как видно из исследований историка А. 3. Асфандиярова (по данным XVIII-XIX вв.), на территории нынешнего Кугарчинского района большинство деревень (50-55) относилось к Кара-Кипчакской волости и некоторая часть (13-15) - к Бурзянской.

Башкиры-кипчаки в средние века занимались преимущественно скотоводством, таким же, как в остальном тюркском мире. Стадо состояло из лошадей, овец, верблюдов, коз, крупного рогатого скота. Зимой скот содержали на зимних пастбищах (тибен), расположенных на невысоких возвышенностях. Летом башкиры-кипчаки выезжали на свои кочевки (йэйлэу), находясь там до наступления осенних холодов. Промысловое значение имели охота и бортничество. Башкиры-кипчаки были знакомы и с земледелием. Более того, известный исследователь истории кипчаков Мурад Аджи считает, что «... кипчаки никогда кочевниками не были... Наши предки вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством, были прекрасными ремесленниками, строили укрепленные поселения... дороги и переправы». Возможно, какая-то часть кипчаков вела оседлый образ жизни, но башкиры-кипчаки были скотоводами-кочевниками. В общественно-политическом отношении кипчаки стояли на довольно высоком уровне, о чем свидетельствует созданное ими конфедеративное государство Дешти-Кипчак.

На юге Башкортостана, включая территорию современного Кугарчинского района, еще до принятия русского подданства появился союз семи башкирских родов: бурзян, усерган, кипчак, суун, бушмас-кипчак, тамьян и тангаур. В эпосе «Кусяк-бий» рассказывается, что упомянутые племена были объединены главой союза, которого эпос называет ханом. Однако этот союз не был прочным из-за постоянного соперничества и междоусобной борьбы между кипчаками и бурзянами.

Во главе родов и племен стояли родоплеменные вожди, именуемые в башкирских шежере биями. Крупным бием племени Кипчак был Мушавали (Мишэуле) Каракузяк, который вошел в состав послов четырех башкирских племен - инициаторов принятия русского подданства. В дальнейшем Мушавали Каракузяк получил титул князя и в шежере башкир племени Кипчак фигурировал как один из его родоначальников.

После вхождения Башкортостана в состав Русского государства территория Башкортостана делилась на четыре дороги: Ногайскую, Казанскую, Сибирскую и Осинскую. Дороги распадались на родоплеменные волости. Территория Кугарчинского района находилась в пределах Ногайской дороги и состояла из Кипчакской и Бурзянской волостей, расположенных, по данным начала XVIII в., по рекам Белая, Большой и Малый Ик и «по другим речкам». Эти же волости, в связи с образованием в 1744 г. Оренбургской губернии, оказались в ее составе. По данным видного русского историка-краеведа XVIII в. П. Рычкова, Кипчакская волость состояла из следующих тюб и аймаков: Бушманский, Суун-Кипчакский, Чанкимский, Сарыш-Кипчакский, Гирей-Кипчакский, Карагай-Кипчакский; в ее составе насчитывалось 1 332 двора, т. е. она была самой крупной волостью Ногайской дороги Оренбургской губернии.

Башкиры Кипчакской волости принимали самое активное участие в башкирских восстаниях конца XVII - первой половины XVIII в. В ходе башкирского восстания 1755 года восставших башкир Бурзянской волости поддержали жители Бушмас, Чанким(Санким), Суун-Кипчакских волостей. Из их среды выдвинулся выдающийся предводитель повстанцев Кучук-бай. Его отряд 18 августа 1755 года под Зилаирской крепостью одержал победу над карателями, сам Кучук-бай героически погиб в этом бою. Как видно из исследований А. Биишева, филолога и историка, уроженца Кугарчинского района, в башкирском движении 1755 года участвовали его предки: Котлоюл, сын Колтор-сака, со своими сыновьями (Кускар, Аскар, Туляк, Хужамбирде). Все они после подавления восстания были наказаны и сосланы на вечную каторгу в крепость Рогервик, где отбывал ссылку Салават Юлаев.

Столь же массовым было участие башкир Кипчакских волостей в Крестьянской войне 1773-1775 гг. Одним из первых к Е. Пугачеву примкнул со своим отрядом старшина Суун-Кипчакской волости Емансары Епаров (Яппаров), из Карагай-Кипчакской - старшина Тюзебек Якупов, Чанким-Кипчакской - старшина Буляк Гумеров, Гарей-Кипчакской - старшина Арсланбек Макшигулов.

Одним из предводителей отряда повстанцев был старшина Биктимер - сын Мутая из д. Саньяп, атаковавший в 1774 году Зилаирскую крепость.