Есть такая красивая местность в нашем районе под названием «Мурадым». Посетишь этот благодатный край и словно попадаешь в другой мир - мир гармонии и волшебства, сравнимый разве только с райским уголком. Охраняют покой здешних мест могущественные горные хребты, веет нежностью от берез, выстроенных, словно девицы в хороводе. Луга и поля наполнены ароматом хвои и распустившихся первоцветов. Здесь отовсюду веет жизнью, даже высокие сосны, растущие на склонах гор, находят влагу, силу и живут веками...
Вот в таком красивом уголке земли полвека назад и родилась маленькая девочка со светлыми волосами, большими выразительными глазами, с возрастом - очень любопытная и не по годам серьезная. Росла, с детства впитывая от окружающей природы жизненные силы: твердость характера - от горных скал, крепкую волю и решительность - от парящих в высоте птиц, нежность души - от цветущих лугов, чистоту мыслей - из вод Большого Ика, доброту - от людей.... О таких людях обычно говорят: сам Аллах при рождении положил им на голову ладошку...
Сегодня наша знатная землячка Рахима Гильметдиновна Аслаева - одна из талантливых и известных педагогов-психологов в Республике Башкортостан, в России, во многих европейских странах. Она - организатор высшего специального образования в Республике Башкортостан, очень много сделавшая для становления дефектологических наук. Ею впервые в истории специального образования РБ была защищена кандидатская диссертация по специальной педагогике при Московском государственном педагогическом университете им. В.И.Ленина. На протяжении многих лет является членом научно-методического совета по дефектологии при Министерстве образования Российской Федерации. Профессор, заведует кафедрой специальной педагогики и психологии института педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы, заместитель директора института педагогики при БГПУ. Данная кафедра с тремя отделениями: «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная психология» - ее детище. Она создавала ее с нуля.
Первое высшее образование получает в 1982 году в Башгосуниверситете. Педагогическую деятельность молодой филолог начинает воспитателем детского сада и учителем вспомогательной школы для детей с нарушениями интеллекта. Эти несколько лет послевузовской трудовой деятельности, можно сказать, круто изменили ее судьбу. Что значит учить ребенка с отклонениями в развитии? Как помочь, научить жить в этом огромном мире? По зову сердца Рахима Гильметдиновна направляется в Москву, в государственный педагогический университет им.В.И.Ленина, и уже в 1985 году оканчивает дефектологический факультет. Начинает работать в Башкирском институте усовершенствования учителей в должности методиста кабинета школ-интернатов, детских домов и специальных школ. Наряду с работой в 1992 году заканчивает аспирантуру по кафедре олигофренопедагогики Московского госпедуни-верситета имени В.И.Ленина, защитив диссертацию по дефектологии.
По выходу в свет первого Постановления «О хозрасчетной деятельности в системе образования» (1989 г.) создала краткосрочные хозрасчетные курсы повышения квалификации работников специального образования, совместно с МГПУ им. В.И.Ленина - очные годичные курсы переподготовки педагогических кадров по дефектологии с приглашением ведущих ученых гг. Москвы, Минска, Ленинграда, Екатеринбурга. В 1993 году создала и возглавила республиканскую аттестационную комиссию по дефектологии. А в 1994 году открывает на базе данного института первую в Башкортостане кафедру по коррекционной педагогике.
Настоящий педагог должен постоянно совершенствовать свои знания. Новые идеи и планы приводят ее в факультет специальной психологии Московского государственного открытого педагогического университета им. М.Шолохова, который заканчивает в 1997 году.
В 1996 году Рахима Гильметдиновна была приглашена для работы в БГПУ. Появилась реальная возможность для подготовки педагогов-психологов с высшим образованием для специальных школ и школ-интернатов, детских садов, реабилитационных центров. Для открытия кафедры нужно было решать множество вопросов. На начальном этапе вся ее деятельность была направлена на лицензирование новых специальностей, открытие отделений «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная психология», создание кафедры специальной педагогики и психологии, подготовку профессорско-преподавательского состава, совершенствование учебного процесса, материально-технической базы, разработку научно-методических основ преподавания и программного обеспечения студентов, слушателей курсов. Эти задачи, поставленные руководством университета, были выполнены успешно и за сравнительно короткий срок. Успешно функционируют представительства вуза в городах Уфа, Ижевск, Туймазы, Нефтекамск, Кумертау. Выпускники кафедры востребованы в системе образования, медицины, психологии, МВД. Отрадно видеть среди дипломированных специалистов, а также студентов все больше молодых кугарчинцев.
К сожалению, не уменьшается количество детей с дефектами в развитии. Только в нашей республике их более 17 тысяч, открыты около 40 специальных школ, центров. Большинство кадрового состава в них - выпускники ее кафедры.
Коллеги часто называют Рахиму Гильметдиновну «лучом солнца» для детей, которые по разным жизненным ситуациям не могут жить без поддержки и участия взрослых в своей судьбе. Правдивое сравнение, ведь в основе всей ее трудовой деятельности лежит забота 6 людях.
За период работы в БГПУ создала учебный центр «Дефектология» совместно с дефектологическим факультетом Московского государственного открытого педуниверситета по подготовке кадров. Она участвует во многих республиканских, всероссийских и международных конференциях и симпозиумах. Темы ее выступлений всегда злободневны, поднятые проблемы конкретны и актуальны. Она - автор более 60 научных, методических публикаций и статей по проблемам обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, учебных пособий, словарей по дефектологии, энциклопедий, автор и редактор программ для высших школ. Под её руководством подготовлено три кандидата педагогических наук. Ее научная статья об организации психолого-педагогической деятельности в РБ переведена на турецкий язык, а концепция развития специального образования в РБ - на английский язык для зарубежных изданий. Ее докторское диссертационное исследование посвящено проблемам технологии обучения, развития и коррекции детей с нарушениями интеллекта.
Руководство вуза знает ее как энергичного, компетентного руководителя, вдумчивого ученого, целеустремленного, волевого человека, обладающего большими организаторскими способностями. Составляющими ее профессионализма являются личностные качества: огромное трудолюбие, требовательность к себе и окружающим, умение мыслить стратегически, добиваться поставленной цели.
У нее очень насыщенный график работы, рассчитан каждый день и час. Несмотря на это, активно работает Рахима Гильметдиновна в составе общественной организации «Кугарчинское землячество «Оло Эйек».
Она очень эрудированный человек. Побывала во многих странах мира, знает историю, быт, традиции разных народов.
Ее сын Ильдар Равилевич окончил институт права БГУ, аспирантуру в Москве, в 26 лет стал кандидатом политических наук. Работает-главным специалистом отдела финансового, хозяйственного, аграрного и экологического законодательства Секретариата Госсобрания-Курултая-РБ. С женой Ириной растят сына.
Рахима Гильметдиновна часто приезжает на малую родину, туда, где прошло босоногое детство, где выросли три брата и три сестры, где покоятся с миром родители... На их родной усадьбе, рядом с родительским домом красуется большой добротный дом из красного кирпича. Здесь собираются родные и друзья Рахимы Гильметдиновны. Главное, не разрушено родимое гнездо, согрето теплом и любовью младшего поколения Аслаевых.
Жизнь не стоит на месте и среди дней рождения бывают особые даты - юбилеи. Самые теплые и добрые поздравления и пожелания шлют сегодня уважаемой Рахиме Гильметдиновне ее земляки. Пусть Вас никогда не покидает любовь к жизни, всегда хранит вера, светит впереди надежда!