Вступив в XXI век, век надежд на совершенствование технологий, общество, к сожалению, вынуждено признать бездуховность как главную угрозу человечеству и современной России. Поэтому одним из приоритетных направлений становится духовно-нравственное воспитание. Миссия учителя-воспитателя, несомненно, очень важна для сохранения будущего поколения страны. Учитель должен уметь видеть проблемы, применять методы педагогического исследования, изучать и обобщать передовой опыт. С этой целью для учителей нашей школы проводятся семинары, круглые столы, устраиваются конференции, где педагоги обмениваются опытом, получают информацию.
Недавно в нашей Юмагузинской средней школе №2 прошла конференция «Педагогическое наследие В.А.Сухомлинского».
Мероприятие открыла Н.Р.Камалова и кратко ознакомила своих коллег с биографией великого педагога и его основными книгами. Интересно было узнать наиболее важные традиции Павлышской средней школы, где более 30 лет работал Василий Александрович. Некоторые из традиций приемлемы и для современных школ - неделя сада, день благоустройства села, праздник девочек, праздник цветов.
Большое внимание уделял педагог нравственному воспитанию детей,воспитанию уважения к старшему поколению. Об этом более подробно рассказала В.Б.Шакирьянова. Она перечислила Десять Нельзя, выработанных Сухомлинским, в воспитании школьников. Т.Н.Миколаец привела примеры общечеловеческих норм нравственности: отзывчивость, доброта, чуткость, эмоциональность, трудолюбие, милосердие, человечность, честность. Эти нормы в любую эпоху должны оставаться бесценными. О воспитании доброжелательности в детях выступила Э.М. Шагарова.
Речь Е.Н.Комаровой шла об эстетическом воспитании, которое основывалось на положительных эмоциях и доброй воле. Главные рекомендованные Сухомлинским при воспитании чувства достоинства перечислила Р.З.Сабитова. В эпоху модернизации образования одним из важных звеньев всего процесса воспитания, безусловно, является умственное воспитание. Сухомлинский считал, что нет ни одного неспособного, бездарного ребенка. О том, как работал педколлектив Василия Александровича с талантливыми детьми, как вместе старались предотвратить неуспеваемость, рассказала Н.Ф.Динеева. Основной причиной неуспеваемости
ученика, безусловно, является плохое здоровье. Учителя школы Сухомлинского заботливо относились к здоровью детей, создавали все условия для его сохранения.
Эта проблема волнует нашу школу, разрабатывающую свою программу «Здоровье сберегающие технологии». Выступление А.Б. Кильдебаевой было посвящено данной теме.
Все вопросы, поднятые на конференции, нашли живой отклик в душах коллег, которые поделились своими проблемами, успехами, планами. Обсуждение отдельных глав из книг Сухомлинского показало, насколько современны и близки нам советы великого педагога, как осторожно следует подходить к проблемам воспитания школьника, который в первую очередь является человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Сегодня нам просто необходимо использовать все педагогические возможности, чтобы сформировать жизнеспособное, духовно-нравственное, здоровое поколение.
«На плечи учителя-воспитателя, - сказала Н.Р.Камалова в завершении работы конференции, - возложена, по утверждению В.А.Сухомлинского, огромная ответственность - любить детей, отдавать им свое сердце, понимать их душу, видеть в их глазах сложный духовный мир».