В 1966 году при археологических раскопках на территории кладбища с.Максютово Кугарчинского района были обнаружены развалины монументального сооружения. В разрезе они характерны для археолого-архитектурного памятника - мавзолея (кэшэнэ).
Согласно легенде, описанной в книге Мажитова Нияза Абдулхаковича «Тайны древнего Урала» - это кэшэнэ Бэндэ-Бикэ, очень умной и храброй женщины, жившей в этих местах семь столетий назад. В легенде говорится, что в давние времена башкиры страдали от междоусобных войн и взаимных набегов казахских и башкирских племен. Решительная Бэндэ-Бикэ сумела уговорить своих соплеменников жить с соседями в мире и согласии. Она пользовалась большим уважением и популярностью не только у соплеменников, но и окружающих народов.
Бэндэ-Бикэ воспитывала мальчика Еренсэ-сэсэна, и когда он достиг совершеннолетия и стал батыром, вышла за него замуж. Но с течением времени Бэндэ-Бикэ постарела, а Еренсэ-сэсэн, будучи в расцвете сил, обольщенный боевыми успехами, начинает подумывать о набегах на казахов. Бэндэ-Бикэ решительно возражает ему, предсказывает неудачу. Но, не послушав ее совета, Еренсэ-сэсэн отправляется в поход. Расстроенная этим Бэндэ-Бикэ умирает. Согласно легенде, башкиры исполнили ее просьбу. Бэндэ-Бикэ завещала: «Если умру, внесите меня в дом и завалите землей окна и двери. Пусть мой дом станет мне могилой».
А Еренсэ-сэсэн терпит поражение и сам попадает к казахам в плен. Казахские старейшины, узнав от Еренсэ-сэсэна, что он является мужем всеми уважаемой святой Бэндэ-Бикэ, отпускают его домой.
По дороге от встречных путников Еренсэ-сэсэн узнает о смерти жены. От позора и горя он, ударив кнутом своего коня, бросается с высокой скалы. Местные жители деревни Ургин называют эту скалу «Камчатау». Недалеко от этой скалы башкиры хоронят его вместе с атрибутами воина-батыра и с конем, соорудив над могилой курган из каменных глыб. Этот курган находится примерно в 18 км от кэшэнэ Бэндэ-Бикэ в труднодоступном горном ущелье реки Лесная Ургинка в Зианчуринского района. В 1966 году при археологических раскопках на территории кладбища с.Максютово Кугарчинского района были обнаружены развалины монументального сооружения. В разрезе они характерны для археолого-архитектурного памятника - мавзолея (кэшэнэ).
Согласно легенде, описанной в книге Мажитова Нияза Абдулхаковича «Тайны древнего Урала» - это кэшэнэ Бэндэ-Бикэ, очень умной и храброй женщины, жившей в этих местах семь столетий назад. В легенде говорится, что в давние времена башкиры страдали от междоусобных войн и взаимных набегов казахских и башкирских племен. Решительная Бэндэ-Бикэ сумела уговорить своих соплеменников жить с соседями в мире и согласии. Она пользовалась большим уважением и популярностью не только у соплеменников, но и окружающих народов.
Обнаруженные развалины мавзолея Бэндэ-Бикэ представляют собой сооружение в плане размером около 7х9 м, выложенное из плохо обоженных плит сырца. Судя по очертаниям плана, дом имел достаточно мощный портал, внутреннее помещение составляло около 5 х 4,5 м, по характеру расположения обвалившейся верхней части – это был ложный свод, что характерно для двух других подобных мавзолеев 14 века, находящихся на территории Башкортостана в первозданном (мавзолей Тура-Хана) виде, либо в перестроенном (мавзолей Хусейн-Бека).
Останки Бэндэ-Бикэ в ходе археологических раскопок под руководством профессора Мажитова Н.А. были вывезены за пределы республики. Местные старожилы не согласны с такой постановкой вопроса и связывают с этим различные погодные катаклизмы. В связи с тем, что население республики все чаще поднимает этот вопрос, думаю, назрела необходимость возврата останков Бэндэ-Бикэ на историческую родину.
Мавзолей Бэндэ-Бикэ имеет архитектурную, историческую и культурную ценность не только для Кугарчинского района, но и для Республики Башкортостан. Раскопанные стены мавзолея Бэндэ-Бикэ нуждаются в консервации во избежание дальнейшего разрушения. В настоящее время ведутся работы по консервации стен кэшэнэ Бэндэ-Бикэ.