Все давно смирились с тем, что цены практически на все товары и услуги меняются по условиям свободного рынка, но вот тарифы на коммунальные услуги нас не перестают волновать и наше желание платить меньше за потребляемые нами коммунальные ресурсы вполне естественно и понятно.
Более того, у значительной части населения сложилось твердое убеждение, что тарифы в жилищно-коммунальном комплексе растут необоснованными темпами, да еще и быстрее заработной платы и особенно пенсий.
Однако, справедливости ради, следует четко разделять тарифы на жилищные услуги и тарифы на коммунальные услуги, из которых складывается плата граждан за жилье. Замечу также, к удивлению подавляющего большинства граждан, что стоимость жилищных услуг, согласно Жилищному кодексу, они регулируют сами! Вопрос в другом. Как граждане это делают? Как участвуют в общих собраниях собственников жилья, где, собственно, и должны рассматриваться эти вопросы, с какой степенью дотошности требуют отчет с управляющих компаний за каждый потраченный ими рубль? А это ведь, между прочим, около 40 — 45 процентов платы граждан за жилье! А в некоторых случаях она достигает 60 процентов!
А вот тарифы на коммунальные услуги действительно регулирует государство. У нас в республике в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам.
Государственное регулирование тарифов жестко регламентировано нормами действующего федерального законодательства в области тарифообразования. В настоящее время действует достаточно большая нормативная база в виде законов, постановлений правительства Российской Федерации, а также подзаконных актов, регулирующих основы ценообразования и формирования тарифов. Поэтому в области тарифообразования на коммунальные услуги абсолютно не может быть никаких вольностей как со стороны регулируемых организаций, так и со стороны органов регулирования, так как обе стороны находятся в жестких рамках действующего законодательства. А раз так, то государство готово отчитаться перед своим населением. В рамках этой статьи от лица государственного органа по регулированию тарифов целесообразно изложить причины ежегодного изменения тарифов на коммунальные услуги и обозначить факторы, влияющие на их рост.
Первый из них — это уровень инфляции. Инфляция присутствует в любой рыночной экономике. Она есть даже в самых развитых странах. Этот показатель отражает естественный рост цен на товары и услуги не только в стране, но и во всем мире. Процесс этот мало подвержен административному влиянию. Таким образом, под влиянием только этого фактора тарифы вырастают на 8 — 10 процентов согласно официальным показателям.
Второй фактор, оказывающий существенное влияние на рост тарифов на коммунальные услуги, — это рост цен на газ, мазут, уголь.
В настоящее время старые месторождения исчерпываются, идет постоянная работа по разработке новых месторождений, по внедрению новых технологий. Все это, конечно же, требует дополнительных вложений, и немалых, которые в свою очередь оказывают значительное влияние на рост цен на энергоносители. А в структуре тарифа основная его часть — это затраты на топливо, которые составляют 60 — 65 процентов от общих затрат. Таким образом, ежегодное удорожание топлива приводит к дополнительному росту тарифов на коммунальные услуги в зависимости от величины роста цен на газ, который устанавливается на федеральном уровне.
Следующая причина, влияющая на рост тарифов на коммунальные услуги, — это необходимость покрытия затрат организаций коммунального комплекса, направленных на его развитие и модернизацию коммунального хозяйства и, в конечном счете, на улучшение качества коммунальных услуг, чего невозможно достичь без капитальных вложений. Например, для улучшения качества питьевой воды, что в итоге приведет к улучшению нашего с вами здоровья, требуется модернизация устаревших водоснабжающих сооружений. Таким образом, для нормального развития коммунального комплекса необходимы вложения на модернизацию и совершенствование оборудования, а также внедрение новых технологий, реализуемых через инвестиционные программы организаций. В настоящее время целый ряд нормативных актов регулируют разработку, согласование, утверждение и реализацию инвестиционных программ, направленных на эти цели. Необоснованных затрат здесь нет. И определенная часть средств на выполнение этих программ входит в состав тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, вызывая их увеличение.
Хочу особо отметить, что на изменение тарифов на тепловую энергию, а также на холодное, горячее водоснабжение и водоотведение влияет еще один очень важный фактор, носящий временный характер. Это ликвидация в тарифах перекрестного субсидирования. Данная проблема мало понятна населению, но ситуация, когда для населения устанавливаются тарифы ниже экономически обоснованных, абсурдна и не соответствует условиям рыночной экономики. В настоящее время население оплачивает потребляемые коммунальные ресурсы по тарифам ниже, чем они стоят на самом деле, а ведь разницу кто-то должен покрывать. Возникает резонный вопрос правового поля. На каком основании и до какого времени все потребители коммунальных услуг должны доплачивать за население? Поэтому перекрестное субсидирование, согласно требованиям федерального законодательства, должно быть ликвидировано. Следует отметить, что по ранее действовавшему законодательно установленному сроку ликвидация перекрестного субсидирования должна быть осуществлена до 2011 года. Однако правительство Российской Федерации, понимая проблемы населения, перенесло сроки для максимально плавного, но достаточно быстрого осуществления процесса ликвидации перекрестного субсидирования на 2013 год. Это важнейшее и временное обстоятельство дополнительно и существенно оказывает влияние на рост тарифов на коммунальные услуги для населения, причем в разных регионах по-разному.
Кстати, хочу добавить, что требование ликвидации перекрестного субсидирования является одним из условий вступления России в ВТО.
И, тем не менее, органы государственного регулирования, как федерального, так и регионального уровня, несмотря на изложенные выше причины, стараются не допускать резкого ежегодного роста тарифов путем ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, к примеру, на 2011 год не выше 15 процентов. А вот снижение платы граждан в целом за жилье, то есть и за коммунальные, и за жилищные услуги, напрямую зависит от ответственности и принципиальности самих граждан, которые должны, а по Жилищному кодексу — обязаны контролировать, рассматривать и утверждать плату управляющим организациям за жилищные услуги, то есть за содержание жилья. И для этого уже существует нормативная база. В частности, постановлением правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731 утверждены стандарты раскрытия информации организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами.
Таким образом, только активная позиция граждан во взаимодействии с органами регулирования тарифов и органами надзора за жилищным комплексом позволяет нам сбалансировано управлять ежегодными изменениями платы граждан за жилье.
А сегодняшний тариф покрывает лишь содержание старого, изношенного жилищно-коммунального комплекса. И если мы хотим иметь надежное жилищно-коммунальное хозяйство хорошего качества, то за это все требуется платить, соответственно, увеличивая затраты на реконструкцию и обновление коммунального комплекса.
И. ВАСИМИРСКАЯ, заместитель председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам