Государственная Дума РФ 5-го созыва за весеннюю сессию 2010 года не поддержала ни одного проекта федерального закона, внесенного в качестве законодательной инициативы Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан. Самый последний — о внесении изменений в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», полученный ГД лишь 18 июня, направлен в профильный комитет по экономической политике и предпринимательству.
Законопроект о внесении изменения в статью 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» поступил в профильный комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству еще 27 февраля, но до сих пор члены комитета не смогли выработать какого-либо мнения, с которым данный законопроект мог бы быть направлен в Совет Государственной Думы.
Еще четыре законопроекта, поступившие в феврале и марте, уже рассмотрены Советом ГД, но ходу им пока не дали. Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей направил законопроект ГС-К РБ «О внесении изменений в статьи 124 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации», касающийся обеспечения гарантий соблюдения прав ребенка — гражданина РФ при его усыновлении (удочерении) иностранными гражданами и лицами без гражданства, в Совет ГД на предварительное рассмотрение, где 20 мая было принято решение: назначить ответственный комитет; представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту; подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой. В той же стадии находится проект ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (в части осуществления прокурорского надзора за соблюдением конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации).
А вот два законопроекта – «О внесении изменений в статью 8 Водного кодекса Российской Федерации в части отнесения озер к собственности субъектов РФ» и просто «О внесении изменений в статью 8 Водного кодекса Российской Федерации» были отклонены Советом Госдумы «в связи с несоблюдением требований части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы…» (отсутствует заключение Правительства Российской Федерации).
Два законопроекта, рассмотрены и отклонены думцами. Это проект ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об усилении административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 5.35 и 5.36 Кодекса), рассмотренный в первом чтении на пленарном заседании 14 апреля, и рассмотренный в феврале законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части отнесения к вопросам местного значения регулирования численности безнадзорных животных).
Всего за период работы Государственной Думы пятого созыва депутаты парламента Башкортостана направили в нижнюю палату российского парламента 44 законопроекта. Над 31 проектом работа завершена, из них стали федеральными законами и уже опубликованы только два – «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении административной ответственности за нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ) и «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О библиотечном деле» (в части изменения возраста для пользователей библиотеками). Еще 13 законопроектов, поступивших с 12 февраля 2008 по 1 июля 2010 года, находятся на рассмотрении. Четыре из них поступили в период нынешней весенней сессии.
Всего за пятый созыв ГД получила от законодательных органов 83 субъектов РФ 1576 федеральных законопроектов. По количеству законодательных инициатив Госсобрание РБ входит в первую шестерку, впереди только Законодательное Собрание Санкт-Петербурга (61), Самарская Губернская Дума (59), Законодательные Собрания Челябинской (53) и Вологодской областей (48), Московская городская Дума (47).
Однако и Законодательное Собрание Челябинской области, и немного отставший от башкирского парламента по количеству законодательных инициатив Государственный Совет Республики Татарстан (29) депутаты Государственной Думы нынешней весной ничем не порадовали: ни один федеральный законопроект, внесенный в ГД за период работы пятого думского состава, не получил их одобрения. Зато Государственное Собрание Республики Марий Эл показало стопроцентный результат: их ФЗ «О создании Горномарийского районного суда и упразднении городского и некоторых районных судов Республики Марий Эл» стал законом. Кстати, аналогичный законопроект «Об упразднении некоторых районных судов Самарской области» стал единственным результативным «броском» Самарской Губернской Думы.