В Уфе состоялось заседание координационного совета ПФО по государственной кадровой политике, на которой президент РБ Рустэм Хамитов выступил с предложением к федеральному центру образовать органы по управлению муниципальной службой в субъектах РФ.
- Пока в законе о муниципальной службе такой орган не предусмотрен, эту работу координируют региональные администрации. Это является в известной степени отклонением от закона, ведь управлять работой муниципалитетов мы не имеем права. В то же время кадровые вопросы должны находиться в сфере нашего внимания. Мы должны встречаться, обсуждать проблемы, без диктата, без давления находить общие точки соприкосновения. В известном смысле это должна быть вертикаль, но не расшатанная, а управляемая.
Мы разворачиваемся лицом к народу, наращивая контакт республиканской власти с муниципальной. У нас в республике почти 900 муниципалитетов, в которых работает свыше 8 тысяч служащих. Эти представители власти ближе всего к народу, и если кто-то из них недорабатывает, то это уже трудно исправить, - заметил Хамитов.
С ним согласен и полпред президента России в ПФО Григорий Рапота.
- Хотя муниципальная власть независима от органов государственной власти, они должны находиться во взаимосвязи. У нас должна быть единое понимание о том, как организована служба на муниципальном уровне. Люди часто переходят с одного места на другое и должны работать в единой системе координат. И ее надо создать, - заметил он.
Взаимосвязь, по его мнению, должна выражаться в единстве квалификационных требований, ограничения обязательства, социальных гарантий, пенсионного обеспечения как для муниципальных, так и для государственных служащих, - подчеркнул он.
На координационном совете обсуждались и другие наиболее актуальные вопросы повышения эффективности муниципальной службы.
Рустэм Хамитов рассказал, какие шаги предпринимаются в регионе для решения общей проблемы для всех муниципалитетов страны - наполнения местных бюджетов.
- Уровень дотационности наших муниципалитетов достигает от 70 до 85 процентов. К сожалению, пока они не могут зарабатывать себе на жизнь. Мы приняли программы социально-экономического развития до 2015 года для каждого муниципалитета. Теперь работа муниципалитетов будет оцениваться по ключевым показателям эффективности, которых будет не 150, а не больше пяти. Они просты и понятны каждому руководителю. Это зарплата, уровень обеспеченности жильем, вопросы занятости.
У каждой территории есть своя изюминка. Мы учитываем это при разделении Башкортостана на зоны или субрегионы, куда входит от 5 до 7 крупных муниципалитетов. В известной мере возвращаемся к советской практике. Цель - устранение существующего территориального дисбаланса. Одним из таких субрегионов является Башкирское Зауралье. Для его развития разработана специальная программа, рассчитанная до 2015 года. Предстоит создать пять тысяч рабочих мест, увеличить денежные доходы и зарплату в два раза, инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения 2,5 раза, обеспечить жильем из расчета не 22, а 26 квадратных метров на человека. Общий объем финансирования программы составляет 95 миллиардов рублей.
Собственный рецепт выработан в Башкортостане и для решения еще одной общей для всей страны проблемы - кадровой.
- Кадры в республике есть, - заметил глава региона. - Много невостребованных до сих пор людей - с активной жизненной позицией, понимающих, грамотных, по разным причинам не попавших во власть. Мы ищем их, даже ориентируемся на них, в правительстве уже работают такие специалисты, попавшие в поле моего зрения через Интернет, через блог. Два председателя госкомитетов - люди как раз такого, нового, формата.
Начальник департамента по вопросам координации государственной службы и региональной кадровой политики управления президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров Сергей Гулий уверен, что кадровую проблему можно решить при помощи резервистов. Свой кадровый резерв должен быть в каждом субъекте. Однако ситуация в целом по стране еще далека от желаемой.
- По стране формированием кадрового резерва охвачен 31 процент муниципальных образований. В ПФО этот показатель самый низкий, только 10 процентов. Резерв необходим для повышения эффективности службы. Кроме того, это дополнительный антикоррупционный инструмент, как и ротация кадров.