Стратегия развития национального образования в Башкортостане обсуждается сегодня на пленарном заседании X региональной конференции «Актуальные проблемы диалектологии языков народов России». С докладом на эту тему выступил заместитель министра образования республики Артур Сурин.
— У каждой национальной республики Российской Федерации — свой неповторимый колорит, свой уклад и свои традиции, – отметил он. — В Башкортостане исторически сложилась система образовательных учреждений, в которых бережно сохраняются и развиваются самобытные этнокультурные традиции.
Эта система нацелена на гармоничное сочетание образовательных запросов населения и государственных интересов, — подчеркнул замминистра.
Башкирский язык как государственный изучается всеми учащимися с 1 по 11 класс. Помимо башкирского, в республике организовано обучение еще на пяти родных языках – русском, татарском, чувашском, марийском и украинском.
Имеющийся опыт стал основой для разработки документа, определяющего общие принципы и механизмы решения проблем национального образования – Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан, утвержденной Указом Президента РБ в конце 2009 года. Этот документ разработан с учетом Концепции национальной образовательной политики России, а также образовательной инициативы «Наша новая школа».
Приоритеты Концепции – всестороннее развитие башкирского языка как языка коренного населения и обеспечение равных условий для развития языка и культуры народов, проживающих на территории региона.
Сегодня национальное образование представляют 768 общеобразовательных учреждений, в том числе 414 филиалов, что составляет 39% общего количества общеобразовательных учреждений республики.
На родном башкирском языке обучаются 38% учащихся; татарском — 8,4%; марийском – 20,7%; чувашском – 7,7%; удмуртском — 8,6% учащихся. В общеобразовательных школах с русским языком обучения в качестве самостоятельных предметов изучаются 14 родных языков. В результате в республике 73% учащихся нерусской национальности обучаются на родном языке или изучают его как предмет.
Сформировалась и целостная система подготовки кадров для национального образования: в вузах и ссузах Башкортостана готовят учителей родных языков по семи специальностям.
В то же время Артур Сурин признал наличие серьезных проблем, с которыми пришлось столкнуться национальной школе. Главная из них – введение новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые исключают национально-региональный компонент образования.
В связи с этим российские регионы и, в первую очередь, национальные республики, предприняли серьезные усилия по его сохранению.
— Весь прошлый год мы работали в составе рабочей группы Комитета по образованию Государственной Думы, – сообщил Артур Сурин. – В результате два изменения, внесенные в закон «Об образовании», в том числе в статью 29, которая касается полномочий регионов, существенно дополнили наши права в разработке образовательных стандартов. Сейчас вопросов по выделению учебного времени на изучение родных языков нет: они вносятся в инвариантную часть учебных планов. А другие предметы регионального компонента — культура, история, география региона – объединены в один предмет, и, начиная с этого учебного года, изучаются в 1-9 классах. Что касается башкирского языка как государственного, то, можем уверенно сказать, что его изучение будет продолжено на основании соответствующих статей федерального и республиканского законов.