Глаза заместителя гендиректора по растениеводству Шамиля Биктимирова блестят и излучают оптимизм, когда он перечисляет нам, какую новую технику приобрели за восемь месяцев в ООО «Октябрьское». «Джон Дир», «Клаас», «Ягуар», «Атлас», — словно пробуя слова на вкус, произносит он названия мировых лидеров сельскохозяйственного машиностроения, которые до того видел разве что по телевизору или на республиканских семинарах. — Тракторы, комбайны, оборотные плуги, дискаторы... Только весной на 94 миллиона рублей техники приобрели. Теперь наши верят, что у нас получится выйти в лидеры аграрного производства».
Под «нашими» Шамиль Нуруллович имеет в виду местных жителей, в одночасье оказавшихся вовлеченными в активную перестройку и производственных, и бытовых отношений. Когда в августе прошлого года в село Максютово приехал московский инвестор и расписал, какие перспективы вырисовываются с его приходом, многие не поверили в эти рассказы. И вот прошло меньше года, а ситуация и мироощущение «октябрьцев» резко изменились. Да и как иначе быть, если работа закипела, забила ключом.
— Наша цель — наладить здесь эффективное производство, — говорит генеральный директор ООО «Октябрьское» Александр Авдеев. — Основная задумка — развивать мясное скотоводство. У нас есть 10 тысяч гектаров земли, по расчетам необходимо нарастить поголовье до тех же десяти тысяч. Но чтобы реализовать эти планы, нужно было в корне изменить материальную базу. С имеющейся техникой мы, мягко говоря, оказались бы прожектерами. Да и состояние ферм было не на высоте. Поэтому и инвестиции очень быстро перешагнули за полторы сотни миллионов. Это вложения в будущее, за семь лет мы обязаны сделать проект окупаемым, приносящим прибыль. Помогает нам изменившийся климат в отношениях государства с сельскими производителями — субсидии, дотации, крупным хозяйствам легко получить кредиты. Если кто-то вам говорит обратное, значит, он скрывает за этими словами собственный непрофессионализм, неумение работать в новых условиях.
Новые собственники оставили трудовой коллектив практически в прежнем составе, хотя столько людей сегодня и не нужно. «Производительность труда критическая, — признаются инвесторы. — Но мы не можем отказаться от местных, в дальнейшем ожидаем рост производства. Будем открывать новые рабочие места, трудоустраивать по-настоящему, чтобы не «семеро с ложками» были, а каждый зарабатывал себе, производя прибавленную стоимость к продукту».
Реализация планов началась в первую очередь за счет племенной и селекционной работы в животноводстве. Заместителем генерального директора в хозяйстве трудится Дмитрий Рябов, специалист высокого уровня, практиковавшийся на предприятиях США, Израиля и Франции. Лучшее из опыта этих стран и намерены воплотить в жизнь в «Октябрьском».
Сегодня в хозяйстве активно ведут заготовку кормов, уход за посевами.
— Понимаю, что вы можете или верить мне на слово, или нет, — откровенничает Александр Авдеев. — Пока что мы не получили зримых результатов, это первая наша посевная на башкирской земле. Но признаюсь, что наши ожидания превзойдены — мы были бы довольны и меньшим. Значит, не ошиблись с выбором объекта инвестиций. Они заработали даже быстрее, чем мы ожидали. Капитализация предприятия приносит отдачу.
В «Октябрьском» много планов на будущее. Связаны они, как уже говорилось, с развитием мясного скотоводства. Но грамотный управленец уже сегодня видит, что содержание десятитысячного поголовья поставит и ряд проблем. К примеру, как забивать скот? Для этих целей хозяйство планирует построить собственную скотобойню с холодильными камерами. «Говядина — биржевой товар, — объясняет Александр Анатольевич. — Будем торговать охлажденными полутушами».
Другая сторона медали — куда девать отходы забоя? Их утилизация вызовет затраты, а можно это дело превратить и в прибыль. Сейчас на окраине села Максютово идет планировка под строительство зверофермы с кухней, забойным цехом и цехом первичной обработки шкурок. Меха — это тоже биржевой товар, с которым можно выйти и на международный рынок. До конца года не только строительство должно быть завершено, но должны принять первых 500 соболей для получения потомства. «Соболь — это такой же российский бренд, как водка и балалайка, — смеется Авдеев. — Китайцы пытаются выдать своих соболей за российских, но знатоки быстро их различают. У наших другой мех. Будем также выращивать чернобурок и лис. Кормить их отходами забоя крупного рогатого скота и зерном. Безотходная технология. Нужно только добавить в рацион рыбу».
Хозяйский подход просматривается и в отношении к земле. Плодородие ее должно быть выше, а минеральные удобрения с этой задачей могут справиться не в полной мере.
— У нас вокруг ферм скопилось столько перегноя, что мы можем в несколько слоев покрыть им наши поля, — подсчитывает Александр Анатольевич. — Но вывозить его тракторными тележками убыточно. Поэтому купили два 45-тонных разбрасывателя. Подцепим их к мощному трактору — и две задачи выполним: территорию ферм очистим и плодородие повысим. Совсем скоро вернем в оборот две тысячи гектаров деградированных земель, их обработка уже ведется.
В общем, планов у «октябрьцев» полно. Чесночная плантация с мелиорацией чего только стоит! Производство продуктов питания не может не приносить прибыль, считают здесь, нужно только правильно построить дело, выбрать приоритеты.
— Почему Кугарчинский район? — переспрашивает Авдеев. — Во-первых, это Башкирия, где плюсов больше, чем в других регионах, и они перевешивают минусы. Во-вторых, когда я в выходной день поздним вечером позвонил главе администрации Фариту Мурзагильдовичу (Мусину — ред.), тот сразу предложил встречу в этот же день. Мы встретились чуть ли не в полночь, долго беседовали, обсудили различные варианты. Такое отношение к инвестору подкупило. Ведь в других местах выходило так, будто я что-то прошу. И наши деловые отношения до сих пор на высшем уровне — не знаю, оправдываю ли я их ожидания, но нам администрация помогает хорошо. Поэтому и на нас это накладывает ответственность — подвести этих людей мы не можем.
Ильдар АХИЯРОВ. Фото Владимира ГОРЯЧЕВА